Прикладные материалы от нашего проекта
Делимся идеями, кейсами, учебными материалами.
Помогаем увеличить прибыль, снизить расходы, оптимизировать бизнес процессы

Правило "Трех"
В одной бизнес книге недавно вычитал полезное бизнес-правило, которым нужно испытывать свой проект. Конечно, каждый предприниматель рассчитывает, что все пройдет гладко, без запинок. Однако моя практика показывает, что даже при относительно налаженном процессе могут возникать непредвиденные ситуации, которые повлекут за собой определенные последствия – и к этому надо быть готовым.

Данное правило не придумано мной, но оно работает в 100% случаев во всех проектах. И в данной статье я хочу лишь показать, как оно реализуется в товарном бизнесе на конкретных примерах.

Авторы бизнес-правила упоминают, что оно используется в двух случаях: при организации нового бизнеса и при появлении проекта в рамках существующего. Предложенный ниже способ позволяет оценить устойчивость бизнес-модели, учесть затраты, о которых вы не знаете и понять, сможет ли ваш проект просуществовать долго и пережить все встряски.
Итак, правило, через которое нужно «пропустить» свой проект:


  1. Расходы всегда в три раза выше, чем было запланировано.
  2. Выход на рынок займет в три раза больше времени, чем планировалось.
  3. Выручка составит две трети от суммы, которую вы ожидали получить.

Теперь пройдем по пунктам и рассмотрим каждый из них в разрезе товарного бизнеса, на примерах.


  • Расходы всегда в три раза выше, чем было запланировано.

Раньше при создании проекта я называл это «коэффициентом не знания». При написании бизнес-плана или при проведении расчетов проекта я всегда умножаю получившиеся расходы на 2 – тем самым я учитываю все расходы, о которых я могу не знать заранее. Более опытные коллеги предлагают умножать на 3.. Выглядит, по правде говоря, немного ужасающе, но это та правда, которой стоит смотреть в лицо и учитывать сразу.

В товарном бизнесе расходная часть может быть описана очень просто: Лид, товар, доставка. Грубо говоря – все. Конечно, если у вас бизнес более высокого уровня, который требует офиса, сотрудников и прочего, то и тонкостей будет больше. Пока что рассмотрим это правило на примере только этих трех составляющих.



Товар:

Поставщик требует оплату на бОльшую партию, чем вы рассчитывали

Увеличение цен

У одного поставщика кончился товар – придется к другому, у которого цена выше

Вы сможете отправлять только по дропшиппингу и цена станет выше



Лид:

Вебмастер потребует выплату депозита

Если льете трафик сами – может возрасти оборотка и снизиться показатели ( кто льет сам – знает)

Аппрув ниже ожидаемого



Доставка:

Больше заказов с дальних регионов

Оплата возвратов

Высокие тарифы за срочную доставку

Непредвиденные расходы на доп услуги (ожидание курьера на адресе, перенос даты доставки, продление сроков хранения)



  • Выход на рынок займет в 3 раза больше времени.

Данное правило я хочу также перефразировать и подразумевать оба значения: получение денег займет в три раза больше времени.

Наше бизнес-правило разработано успешными предпринимателями, которые работают в оффлайн продажах мирового уровня. В связи с этим некоторые термины и проблемы чуть-чуть отличаются от товарки, но все же практически идентичны.

Причины более долгого выхода на рынок:

Длительное заключение договора со службой доставки

Задержка партии товара

Долгая настройка рекламной кампании



Причины задержки получения денежных средств:

Долгий выкуп посылок

Долгий перевод денежных средств компанией доставки

Задержки в банковских переводах

Повышение расходов в начале, что потребует использовать поступающую выручку на погашение задолженностей



Хочу рассказать один пример из жизни: для доставки заказа по Москве мы периодически используем компанию Dostavista (не реклама). Данная курьерская служба позволяет доставлять заказы довольно быстро и самостоятельно строить маршрут курьеру – такая схема чуть дешевле в тарифах компании. По незнанию мы передали одному курьеру несколько заказов, которые должны были быть доставлены прямо в день заказа клиентов. И что бы могло пойти не так, да? Но выяснилось, что курьер может перевести выручку, только при полном выполнении заказа. На первом адресе заказ забрали, а на втором перенеслась доставка. В итоге – плюс 1 день к срокам. Мелочь, но это также сроки.




  • Выручка составит две трети от суммы, которую вы ожидали получить.

Здесь конечно на ум сразу приходит выкуп. В товарном бизнесе выкуп заказов – это один из основных рисков. Методики работы с ними мы рассказывали в другой статье.



В нашем контексте хочу отметить другие факторы.

Количество лидов ниже ожидаемого

Остановка рекламы (недостаток бюджета, блокировка аккаунта)

Аппрув ниже ожидаемого

Комиссии за перевод денежных средств



Итак, надеюсь, мне удалось показать, как данное правило применимо к товарному бизнесу. Я не стал добавлять то множество нюансов, которое присуще более масштабному бизнесу (офис, сотрудники, зарплаты, переменные и постоянные расходы и прочее), поэтому все применимо, даже если вы только начинаете свой проект. И для старта будет даже полезнее понимать, к чему и как вы идете, ведь у вас нет запаса прочности как у более крупных игроков и нет такого опыта, который позволяет учесть максимум факторов.

Made on
Tilda